ВОПРОС

Каков порядок рассмотрения обращений, жалоб, заявлений граждан, связанных с нарушением трудовых прав, государственной инспекцией труда?

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 59-ФЗ) письменное обращение подлежит регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственную инспекцию труда.

Обращения (заявления и жалобы) рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, при необходимости срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 30 дней, о чем заявитель должен быть поставлен в известность (ч. 1, ч.2 ст. 12 Закона № 59-ФЗ).

По существу поставленных в обращении вопросов, заявителю дается мотивированный ответ, в котором указывается: какие факты нарушений трудовых прав подтвердились, какие меры приняты к работодателю (выдано предписание, возбуждено дело об административном правонарушении за нарушение законодательства о труде), разъясняется порядок дальнейших действий для восстановления нарушенных прав или оспариваемых интересов.

На основании жалобы, содержащей сведения о нарушении трудовых прав работника, государственная инспекция труда обязана провести внеплановую выездную проверку (п. 1 ч. 1 ст. 58, п. 1 ст. 60, ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», п.п. 35, 49 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230.    

При подтверждении фактов нарушения трудовых прав работодателю выдается предписание об устранении выявленных нарушений (ст. 356, ч. 1 ст. 357 ТК РФ).  В случае неисполнения в срок предписания по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и других выплат в рамках трудовых отношений, инспекция принимает решение о принудительном исполнении данной обязанности работодателя, которое является исполнительным документом.

Данное решение принимается не позднее месяца по истечении срока исполнения предписания, либо не позднее месяца после вступления в законную силу решения суда, если предписание было обжаловано в суд.

Если решение о принудительном взыскании не исполнено работодателем и истек срок его обжалования, оно направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.  Заявитель, права которого нарушены действиями (бездействием) трудового инспектора, вправе обратиться с заявлением в суд. При этом необходимо соблюсти обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб.

24.11.2021