История создания

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа — одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, — так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, — был создан в 1809 году в Швеции.

После Второй мировой войны институт уполномоченного получил мощное развитие. 10 декабря 1948 года принята Всеобщая декларация прав человека. Эта дата, которую отмечает весь мир, стала Днем прав человека.

Сегодня более чем в ста странах мира есть уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы показывает, что создание таких структур в большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц.

В России первое официальное закрепление институт Уполномоченного по правам человека получил в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 года. Впоследствии идея об Уполномоченном была закреплена в ст. 103 Конституции РФ 1993 года.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

В 1994 году постоянная комиссия Амурского областного Собрания по вопросам социальной политики и защите прав человека, председателем которой в то время был В.П.Глотов, изучив вопрос о соблюдении прав человека в области, пришла к выводу о необходимости учреждения службы уполномоченного по правам человека. Комиссией даже был разработан проект областного закона об уполномоченном по правам человека. Но его принятие было отложено, т.к. не было Федерального закона об Уполномоченном по правам человека и не было Устава Амурской области, где бы эта должность была как-то узаконена.

Работа над проектом закона была возобновлена после того, как 16 ноября 1995 года был принят Устав (основной закон) Амурской области, в статье 8 которого записано:

«Признание, соблюдение и защита прав человека являются главной обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления области. В целях защиты прав и законных интересов человека и гражданина в области создаётся институт уполномоченного по правам человека».

Принятие Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» в феврале 1997 года дали новый импульс в разработке и принятии областного закона по защите прав человека, который был принят областным Советом народных депутатов 18 ноября 1999 года и вступил в силу с 1 января 2000 года.

В соответствии с Законом «Об уполномоченном по правам человека в Амурской области» решением Амурского областного Совета народных депутатов 18 января 2001 года на должность уполномоченного по правам человека в Амурской области был назначен Глотов Василий Петрович, профессор, член-корреспондент Международной академии аграрного образования, председатель постоянной комиссии по вопросам социальной политики и защите прав человека Амурского областного совета народных депутатов. Назначенный уполномоченный приступил к исполнению своих обязанностей 18 января 2001 года, сразу с момента принятия присяги.

Василий Петрович Глотов проработал в этой должности до января 2006 года.

В соответствии с законодательством Амурской области уполномоченный по правам человека оказывает содействие восстановлению нарушенных прав человека и гражданина на территории области, рассматривает письменные обращения жителей и организует личный приём граждан. В круг его основных обязанностей входит также содействие совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина, правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты, участие в развитии межрегионального и международного сотрудничества в этой сфере, содействие органам государственной власти области и органам местного самоуправления в создании системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Особенностью правового статуса уполномоченного является то, что он юридически не относится ни к одной из ветвей власти субъекта РФ. Он, в соответствии с действующим законодательством, в том числе Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» является «иным» государственным органом, созданным на основании Конституции (Устава) субъекта РФ и соответствующего закона субъекта РФ.

В апреле 2008 года была принята новая редакция Закона «Об уполномоченном по правам человека в Амурской области», которая более чётко регламентирует положения, связанные с компетенцией уполномоченного по рассмотрению жалоб и заявлений граждан, вводит положения, предусматривающие ответственность должностных лиц за ненадлежащее исполнение законных требований уполномоченного, за вмешательство в его деятельность. Кроме этого внесены изменения в порядок рассмотрения жалоб, отрегулированы меры воздействия, применяемые уполномоченным, установлены обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений и рекомендаций уполномоченного, а также ответственность за их неисполнение.